Материальное производство

Материальное производство

Она обусловлена всем содержанием «Капитала», особенно если понимать его не только как политико-экономическую работу по проблемам капитализма. «Капитал» следует рассматривать в контексте всех остальных социально-экономических и экономико-философских работ Маркса, прежде всего рукописей 1844 и 1857-1859 годов. В этом случае станет понятен тезис Маркса о снятии материального производства как снятии всей предшествующей предыстории (еще раз подчеркнем: под «снятием» мы будем иметь в виду не абсолютное отрицание, но отрицание с удержанием положительного; снятие системного качества, в частности, подразумевает (1) накопление всего богатства предшествующего развития, (2) его отрицание — качественный скачок и (3) рождение нового системного качества, критически наследующего достижения предшествующего развития).

В то же время следует подчеркнуть: взгляд на «царство свободы» как мир культуры, лежащий «над» материальным производством, связан с традицией рассмотрения творчества, лежащего в основе прогресса человечества, как мира, «возвышающегося» над «грязным» материальным бытием. Идея, что свобода человека начинается там, где он перестает заботиться о непосредственном материальном бытии, где он может подняться над утилитарными потребностями, — эта идея была хорошо известна со времен первых великих поэтов и ученых, музыкантов и общественных деятелей, заботившихся о ценностях, которые мы бы назвали ценностями мира культуры или культурными ценностями1.

Но мы считаем особо важными иные акценты.

Во-первых, творческая деятельность и социальные отношения по ее поводу, креатосфера и «царство свободы» — это не «надстройка», не «общественное сознание», а (намеренно повторим вновь) новый тип материальных социальных отношений, снимающих отношения отчуждения (прежде всего производственные отношения «царства необходимости»).

Во-вторых, мы подчеркиваем объективную возможность и необходимость развития со-творчества не как замкнутого пространства («башня из слоновой кости») для избранных («элиты»), задача в ином: так изменить социальные условия, чтобы к творчеству оказался причастен каждый1.

Добавить комментарий

Вы должны войти в систему, чтобы оставить комментарий.